«Ровно в Полдень» (High Noon)
США / 1952 год / производство United Artists
В главных ролях :
Гарри Купер (Gary Cooper) и Грейс Келли (Grace Kelly)
Режиссер - Фред Циннеман (Fred Zinnemann)
Сценарий - Карл Фореман (Carl Foreman)
Композитор - Дмитрий Тёмкин (Dimitri Tiomkin)
Оператор - Флойд Кросби (Floyd Crosby)
Монтаж - Элмо Уилльямс (Elmo Williams), Гарри Герстад (Harry Gerstad)
«Вестерн — это универсальная оболочка, которая позволяет высказывать соображения по поводу сегодняшнего дня».
Сэм Пекинпа.Полуденный экспресс мчит в деревянный Хедливиль некстати помилованного убийцу. Еще трое ждут его на станции. У шерифа (Купер) есть полтора часа, чтобы поднять людей на оборону.
Первая в кино жестяная звезда законника, брошенная к подножию развитой демократии. Первая перчатка фолкнеровскому мифу о целинной Америке - сонной, ограниченной, пустой, но, конечно, честной и не пускающей волков в отару. Будто в цветных журналах, коллективный обыватель черно-белого городка ищет и находит двадцать причин к тому, чтобы не идти на площадь с оружием, не присягать, не быть хрестоматийным героем с принципами и конституцией в переметной суме. Мистер Справедливость, лучший из лучших, посмевший встать в рост меж баром и церковью - двумя полюсами беззаконного фронтира, ровно в полдень остается один-одинешенек посреди гражданского общества (авторы и не думали скрывать параллелей с современной маккартистской Америкой, одного за другим сдающей своих героев в молотилку красных процессов). Каминные, напольные, башенные, стенные часы отсчитывают городу последние мгновения позора и бессмертия. Полтора часа жизни большого маленького человека, которого вот-вот, здесь и сейчас, у всех на глазах будут убивать.
Сценарий был написан Карлом Фореманом («Полдень», кстати, стал его последней перед окончательным изгнанием в Лондон голливудской работой) по мотивам журнального рассказа в ту пору, когда в Америке царила тягостная атмосфера маккартизма и политических репрессий. Сюжет фильма зачастую интерпретируется как метафора ситуации, в которой оказались многие голливудские художники (и Фореман – один из них), попавшие в черные списки Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности (КРАА) за якобы имевшие место связи с коммунистической партией – и решившие не отступать от своих убеждений и принципов.
Драматичный, напряженный фильм строгой черно-белой палитры был снят всего за 31 день. Несущее отпечаток физической боли измученное лицо 51-летнего Гаррри Купера было искажено на съемках настоящей болезнью (хронические проблемы с бедром, желудочная язва и обострение радикулита); кроме того, он переживал и эмоциональный стресс из-за только что случившегося разрыва трехлетних отношений с актрисой Патрисией Нил, ради которой он в свое время пошел на развод. Временные рамки событий фильма (около 105 минут) примерно совпадают с его действительной длиной – 85 минут.
Эта простая и малобюджетная картина была номинирована на семь Оскаров (среди них: Лучший фильм, Лучший режиссер и Лучший сценарий – и получила четыре: Лучшая песня («Не покидай меня, о, дорогая…»), Лучший звук (композитору Дмитрию Тёмкину), Лучший монтаж и Лучшая мужская роль – Гарри Куперу (это был его второй Оскар).