На границе сентиментальности, но всё же так далеко от неё режиссёр Vittorio De Sica владел редким даром создавать трогательные фильмы на основе самых обыденных историй, которые не прорастают из глобальных событий, а основаны на мелочах, которые могут показаться несущественными, но могут разбить маленького человека.
«Похитители велосипедов» это фильм о безработном Антонио Риччи (Lamberto Maggiorani), которому, наконец, удаётся получить работу клейщика плакатов в Риме. Он закладывает почти всё семейное пастельное бельё, выкупает велосипед и готовится приступать к работе.
По злой иронии судьбы в первый же рабочий день у него воруют велосипед и его мир рушится. Вместе со своим маленьким сынишкой Бруно (Enzo Staiola) он начинает бескомпромиссную и всепоглощающую охоту на вора.
Что же не даёт фильму скатиться до обыденной сентиментальности? Один из главных и существенных факторов это то, что фильм до боли реалистичен; история вора велосипедов не упакована в океаны драматургических уловок или в непредсказуемую смену атмосферы и стиля.
История берёт своё начало в Риме 1948-го года и фильм является грандиозным вкладом в итальянское искусство кинематографии. В фильме так выпукло и ясно обрисованы улицы, дома, вывески, движения, что картина становится эстетичным наслаждением и лакомым куском для глаз. Кажется, что можно понюхать и уловить вкус земли и дождя, почувствовать велосипед, тропинку и выпуклость городских фасадов. При помощи простых и стилистически рафинированных эффектов De Sica умеет создать переживание, которое стимулирует все человеческие чувства. Свою лепту в тотальное искусства кинематографии вносят также искусство фотографии, установка света и монтаж.
Актёры в фильме несут важную функцию передатчиков атмосферы в этой глубоко трагичной истории. Впереди чувствуется полная безнадежность, и это читается в лицах отца и сына, Антонио и Бруно. И тот и другой потрясают своей игрой.Циники будут утверждать, что потеря велосипеда это мелкая багатель, но фильм De Sicas доказывает обратное. В фильме такая потеря становится трагедией жизни бедной семьи, потому что именно эта утрата означает ещё большую бедность и изматывающую работу. Для Антонио возврат велосипеда становится идеей фикс, для него это вопрос самой жизни и смерти и он одержим мыслью, поймать вора. Маленький сын Антонио Бруно участвует в розысках, как единственный партнёр отца и чувствует на себе его ожесточённость и безысходность. В кинематографе нет много фильмов среди старых или новых, которые смогли бы так реалистично, трогательно и одновременно жестоко рассказать обычную историю. Чтобы создать фильм в таких тонах требуются небывалые смелость и талант. Именно эту картину я могу назвать жемчужиной мировой кинематографии.
Год выпуска: 1948
Страна: Италия
Режиссёр: Vittorio De Sica
Сценарий:Oreste Bjancoli, Suso Cecchi d Arnico, Vittorio De Sica, Adolfo Franci, Gerardo Guerrieri
Фото: Carlo Montuori
Музыка: Alessandro Ciconni
В ролях:Lamberto Maggiorani
Enzo Staiola
Lianella Corell
Gino Saltamerenda
Vittorio Antonucci
Giulio Chiari