Всем хорошо известно, что кино и театр почти ничего не имеют между собой общего – несмотря на то что и там, и здесь играют актеры, рассказывается некий сюжет и за всем этим стоит невидимый человек по имени режиссер. То, что хорошо в театре, часто для кинематографа просто смерть. И наоборот. Исключения только доказывают правило.
Кирилл Серебренников – наверное, самый успешный персонаж и самое яркое имя новой российской театральной сцены."Изображая жертву" – по нынешним временам фильм не великого бюджета, однако его минимализм – скорее художественный ход, чем производственная необходимость, причем минимализм не исключает богатства приемов внутри выбранной формы. В основе картины – пьеса братьев Пресняковых, уже поставленная Серебренниковым в театре. Однако перед нами полноценное, местами изощренное кино с разработанной системой планов, использованием мобильной цифровой техники и даже вкраплением японской музыки и анимации, выстебывающей действие и придающей ему дополнительный "кукольный" объем.
Главный герой Валя – неприкаянный молодой человек, пребывающий не в ладах с миром. Живет в одной квартире с матерью и отчимом, чувствует себя лишним в семье и окружающей ядовитой среде. У него есть своя "Офелия", с которой его связывают рутинные отношения, которые молодые люди пытаются разнообразить сексуальным экстримом: в одной из сцен девушка едва не душит партнера шарфом. Работа тоже на грани экстрима: герой изображает жертв преступлений на следственных экспериментах. Жертвы чаще всего женского пола – одну зарезали в сортире, другую утопили в бассейне, третьей помогли выпасть в окошко (по версии обвиняемого – выдуло сквозняком).
..Это маргинальное занятие героя дает возможность не только разыграть вокруг него несколько окрашенных черным юмором мизансцен, но и нарисовать достаточно объемную картину общества и его бытовой морали. Преступники обычно не очень задумываются ни о правомерности своих злодеяний, ни даже о том, чтобы элементарно замести следы. Похоже, они убеждены в полной обоснованности своих действий. Девчонка не дала или пошла с другим, бывший одноклассник косо посмотрел – любого повода достаточно, чтобы отнять у человека жизнь.
по материалам "коммерсанта"