Франция – Италия, 2002.
Режиссер — Отар Иоселиани
Утро понедельника. Наш герой Венсан, житель французской деревушки, просыпается под звон трех будильников. Умывается, одевается, садится в свою машину-развалюху и едет до вокзала. Поспешно докуривает у дверей уже отходящего поезда. Еще полтора часа езды, потом служебный автобус, выходя из которого все быстро закуривают, проходят пять метров до ворот завода с табличкой «No smoking», делают как можно больше затяжек и выкидывают сигареты. Рабочий день сварщика на заводе, тоже не очень интересный. А вечером после работы, дома Венсана ждет ужин, толстая жена с которой его связывает только совместное проживание и общие дети — два сына, которым общение Венсана тоже не очень нужно.
Единственная отдушина — это живопись. Небольшая комнатка, где можно расслабится и отдаться любимому делу. Но не получается… Жена кричит — крыша протекает, надо идти чинить… И завтра будет так же, каждый день так же.Попутно Иоселиани показывает нам жизнь деревни и её жильцов. Уклад жизни в деревне со временем вообще не меняется. Здесь только приезд кочевых цыган способен хоть как-то растормошить жителей. И уж точно здесь как сто лет назад жены забирали подвыпивших мужей с пивнушки, так и будут забирать еще через сто лет.
В очередной раз, выходя из служебного автобуса и закуривши, Венсан спонтанно решает покончить с этой однообразностью и рутинностью жизни, которая в печенках у него сидит. Он навещает своего отца, загнивающего в своей большой городской квартире, от опеки трех сестер, так и ждущих когда он преставится. И… Едет в Венецию.
Ах Венеция! «Дух Венеции, все это… Это тот же дух что толкал Марко Поло путешествовать, этот же дух вдохновил Тициана написать Успение… Это тот дух который туристам не понять… Это подарок тебе». Здесь можно спокойно выйти на набережную и заняться любимым делом — рисованием. Здесь можно спокойно познакомится с интересными людьми. Да здесь даже вино употребляет не из гастрономических целей, как у него в стране, а из духовных.
Только эйфория проходит на следующее же утро. Провожая своего нового знакомого до работы, он видит те же самые заводские ворота, около которых толпа людей допинывает сигареты. Что остается делать запутавшемуся Венсану? Он устраивается сварщиком на корабль, где повидает пол мира. Пройдет время и он, конечно же, вернется к себе домой в деревню. Обменяется парой слов со своей женой о том, что все так же протекает крыша, поздоровается с детьми и поедет на свою работу, на завод…
Резюмируя — это великолепный фильм, который можно рекомендовать к просмотру всем, а фрилансеру уж тем более. Фильм снят в фирменном немногословном и спокойном стиле Иоселиани — мы зрители, чувствуем себя не участники действа, а сторонними наблюдателями. Со своего бешеного ритма жизни, мы погружаемся в неторопливый ход жизни героев фильма, наблюдаем за ними и замечаем все нюансы происходящего. И все это пропитано, четко улавливаемым, но необъяснимым поэтическим настроением — одновременно и печальным и веселым.
ЗЫ. Серебряный медведь лучшему режиссеру на МКФ в Берлине-2002.
Приз ФИПРЕССИ Отару Иоселиани «за его очень профессиональный и изящный портрет абсурда и скуки повседневности».
ЗЫЫ. В роли карикатурного графа снялся сам Отар Иоселиани.